Пе́йджер (от англ. to page — вызывать, что, в свою очередь, происходит от слова page — паж, слуга, мальчик на посылках) — приёмник персонального вызова. Сообщения на него передаются с радиопередатчика пейджинговой сети. Для того, чтобы отправить почту на пейджер, обычно надо набрать телефон оператора, сообщить номер или название абонента и продиктовать сообщение.
Пейджер представляет собой миниатюрный радиоприемник. Чтобы отправить сообщение, нужно позвонить в пейджинговую компанию и сообщить оператору текст и номер получателя. Оператор пересылает сообщение с компьютера на пейджинг-консоль, где оно кодируется, а затем передается на радиопередатчик. В течение короткого промежутка времени (от 15 секунд до 5 минут) сообщение поступает к адресату.
Виды пейджеров:
Обычно пейджеры имели клипсу, которая позволяла носить их на ремне, однако некоторые из них можно было носить и на шее.
Первая пейджинговая связь появилась в СССР во время Олимпиады 1980 года в Москве, пейджерами оснастили службу скорой медицинской помощи и службы безопасности.
Коммерческие пейджинговые операторы появились в России в 1993 году. Первые компании, начавшие работу в начале 1990-х годов в Москве и Петербурге — это «Вессо-Линк», «Информ-Экском» и «Радио-Пэйдж». Сотовая связь в России появилась на два года раньше.
В 1990-е годы в России был расцвет пейджинговой связи. В 1995 году в России пейджер был самым недорогим вариантом передвижной радиосвязи — при стоимости подключения мобильной связи вместе с аппаратом около 5000 $, абонент пейджинговой связи тратил 199 $ за аппарат и 20 $ — плата за подключение. Особенностью практически всех пейджинговых операторов России была их география, которая, как правило, ограничивалась одним-двумя регионами, причем не охватывая всей его площади.
Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации прогнозировал, что общее число абонентов пейджинговой связи в России к 2000 году вырастет до 1 млн, а к 2005 году — до 5 млн. Одновременно британская консалтинговая компания ARC Group предупреждала, что пейджинговая связь быстро уступит дешевеющей мобильной. Прогноз Госкомсвязи оказался ошибочным, в 2000 году число абонентов российских пейджинговых компаний было вдвое ниже ожидаемого комитетом.
Компании операторы пейджинговой связи пытались противостоять складывающимся неблагоприятным для них тенденциям, запустив (совместно с компанией PepsiСo и телеканалом MTV Россия) весной-летом 2000 года массированную, рассчитанную на молодёжную аудиторию, рекламную кампанию под слоганом «Pepsi, пейджер, MTV — подключайся к самым-самым!», лицом которой стал юный, находившийся на пике популярности, хип-хоп исполнитель Децл. В целом по России пейджинговая связь росла приблизительно до 2002 года, а в Москве — до 2001 года. Затем началась стагнация и затем отток клиентов. Причиной этого стало то, что пейджеры стали вытесняться подешевевшей мобильной телефонной связью. По оценкам специалистов, число клиентов пейджинговых компаний с 2003 до середины 2004 года снизилось на 60 %.
У самарского оператора «АДВК» существовал тариф «Школьный», который позволял получать скидки при условии предоставления дневника с хорошими оценками. Данный тариф предоставлял возможность участия в чате, как рассказывает Роман Разоренов, активный пользователь пейджинговой связи в начале 2000-х годов. Чат был доступен для всех пользователей данного тарифа и функционировал всего один час в день — с 18:00 до 19:00. В этот период школьники звонили в пейджинговую компанию и оставляли сообщения, начинающиеся с фразы «Для абонента ЧАТ». Оператор отправлял эти сообщения всем пользователям тарифа. Пользователи могли подписываться своим настоящим именем или ником. Также можно было отправлять сообщения конкретному пользователю. Участники чата, находившиеся в разных концах города, каждую неделю собирались вместе.
К середине 2000-х многие пейджинговые операторы закрылись или переключились на другие виды и направления бизнеса. Например, «Вессо-линк» (одна из первых пейджинговых компаний) стала IT-интегратором. В Екатеринбурге в 2002 году было 7 пейджинговых операторов, а в июле 2004 года их осталось четыре после того, как без предупреждения и передачи абонентов другим операторам закрылась крупнейшая пейджинговая компания города «Континенталь». До этого уходящие с рынка пейджинговые операторы передавали своих клиентов оставшимся.
В 2020 году в России оставался единственный оператор пейджинговой связи «Телекомт» и всего два постоянных клиента — Кольская АЭС и московская Центральная клиническая больница с поликлиникой. Компания «Телекомт» была ликвидирована в ноябре 2021 года. В 2023 году закончился срок действия последней действовавшей в РФ лицензии на пейджинговую связь. Новых лицензий на пейджинговую связь в РФ не будет, Минцифры прекратило лицензировать услуги пейджинга.
В данной галерее можно скачать PNG картинки: Пейджер PNG изображения скачать бесплатно